Я верю в качественную психологическую помощь и ее способность помочь человеку проживать свою собственную жизнь, а также в то, что в каждом из нас есть мудрость и сила, которые приведут нас в нужное место. Очень люблю историю Милтона Эриксона о случайно забредшей к нему на огород лошади, на которую он сел и доехал к её хозяину. И когда хозяин изумился, каким образом Эриксон узнал, что это его лошадь и где они живут, тот ответил: «Лошадь всё знала сама, мне было достаточно не давать ей сходить с дороги пощипать травку, и она вернулась домой». Это метафора нашего бессознательного. На своём опыте, на опыте моих клиентов, а также с опорой на авторитеты, я могу утверждать, что это работает. В таком случае роль терапевта – это роль проводника, который создаёт условия (безопасную доверительную обстановку) для того, чтобы клиент мог найти в себе ответы на свои вопросы, почувствовать внутреннюю опору, выстроить модель устойчивых отношений с терапевтом и повзрослеть в той части, которая в этом нуждается.
Глубоко убеждена в том, что нас двигает вперед не критика и пинки, а поддержка и понимание. Это видно в том, как растет ребенок, как у него складывается образ себя в опоре на то, что ему говорят о нем окружающие. Но и для взрослого человека важно получать тем или иным образом подтверждение, что он на верном пути. Попробуйте проделать такой эксперимент. Завяжите другу глаза и попросите его нарисовать две окружности. Пока он будет рисовать первую, говорите ему: "Да ты не туда ведешь, все криво, какой ужас, из рук вон плохо". А когда вторую: "Да-да, правильно, у тебя отлично получается, все очень точно". И сравните потом два этих круга.
Но и стратегически нам очень нужен опыт побед, чтобы он стал фундаментом для дальнейшего роста.
Помню, как давным-давно я пошла на очень странный курс по альтернативному зрению. Видеть руками и щеками я, увы, не научилась, но запомнила одну историю, которую мне рассказал - уже не помню, как его звали - преподаватель этого самого альтернативного зрения. Назовем его Иван Иванович.
Один мальчик кидал дротики в дерево и громко считал вслух. Иван Иванович остановился и решил спросить:
- А почему ты считаешь только попадания? А как же промахи?
- А, ну так это нещитово, - ответил мальчик.
И Иван Иванович был потрясен простотой и правильностью подобной логики.