– Магия и только магия, – мой четвёртый собеседник молодецки тряхнул чёлкой. – Понятно же всякому учёному: всякое искусство порождается изначально первобытными верованиями. Вот товарищ Карл Густав верно подметил – обращается наш скульптор к образу великой Матери. Но не общается с ней, что вы. Задобрить пытается, чтобы, значит, урожай был, чтобы женщины были плодовиты и потомство здоровое.
– А вы сами-то в скульптуре разбираетесь?
– А то. Я и антрополог к тому же, Михаил Михайлович Герасимов, с вашего позволения. – Тонкая улыбка осветила его круглый лик. – А в магии не сомневайтесь. Вот он (кивнул в сторону окна) не сомневается, так и ваяет женщин этих магических.
В этот момент «вот он» поднял лицо, посмотрел мне прямо в глаза и слегка подмигнул. Как бы подсмеиваясь над четырьмя мудрецами, но по-доброму, как и положено истинно творческому человеку. Фигурка в его пальцах становилась всё более женственной, но сохраняла черты молодости. Хотя магия как раз требовала обвисшего, неоднократно рожавшего живота. Можжевеловый дух огня почти покинул свою рыжую оболочку.
И я подумала.
Ведь настанут времена, когда мы сможет с точностью до процента высчитать: сколько в моём творчестве магии, сколько – вытесненных комплексов, а сколько – стремления к самоактуализации. Сможем ухватить ускользающую аниму и выпытать древние секреты человечества.
Зачем? Чтобы знать. Когда знаешь – уже не отдаёшься на милость коварной музе, каким бы она богам ни молилась.
Но даже сейчас, не зная точно. И тогда, когда рождались самые первые вопросы. И долго-долго потом.
Всегда творческий человек захочет создать что-то новое. Что-то, чего не существовало до того момента, как загорелся его уникальный огонёк.