Занятие 1. «Где болит? Пишем терапевтическую историю»
Преподаватель: психолог, сказкотерапевт Виктория Грекова
Дата: 23 августа
Каждый курс в «Делаландии» – это погружение в своё я, творчество, шаг к созданию нового произведения или нового себя. Августовский курс я жду особенно: мне доверено первое, вводное, занятие курса «Терапия историями».
Приходите, друзья мои, давайте вместе расскажем важную для нас историю. Вспомним, что даже неприятности – это часть нашей жизни. Узнаем, насколько важно все наши проблемы – не забывать, но делать своей сильной стороной. Получим щадящую обратную связь. Сделаем первый шаг к созданию неповторимой, личной, интересной истории.
На каждом последующем занятии этого курса преподаватели приоткроют завесу над тайнами литературного процесса, проведут вашу историю по всем этапам создания уникального произведения.
И ваша история перестанет быть травмирующей, сможет быть историей силы!
Занятие 2. «Технология истории. Основы построения сюжета»
Преподаватель: поэт, прозаик, драматург Ганна Шевченко
Дата: 30 августа
Писать стихи я начала лет в шестнадцать, ходить в литературную студию около двадцати, а вот более или менее серьезно занялась литературой после тридцати. Посетила все доступные семинары и мастер-классы по прозе и поэзии, три раза была на Форумах молодых писателей в Липках. Но главное, прочитала горы книги по литературному мастерству. «Поэтику» Аристотеля, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Человек, который съел машину» Натали Голдберг, «Как писать книги» Стивна Кинга, «Историю на миллион» Роберта Макки и многие-многие другие. Их десятки, все уже и не припомнишь. Безусловно, каждый из мастеров пытается дать оригинальный материал (книга Стивена Кинга, например, в большей мере о его жизни, чем о писательстве, а Натали Голдберг подходит к писательству через буддизм), но если убрать из этих книг все, что не имеет отношения к искусству письма и отжать ненужную воду, останется некий универсальный концентрат, одни и те же формулы в разное время и на разных континентах открытые каждым практикующим писателем. К тому же еще и наука о человеке не стоит на месте. Например, много важного для сочинения историй я узнала из книги Уилла Сторра о работе мозга. И вот совсем недавно я подумала, не сделать ли мне авторскую выборку, что-то вроде небольшой лекции-дайджеста, где соединились бы важный и полезный концентрат из прочитанных книг и личный писательский опыт. И как только я об этом подумала, позвонила Надя Делаланд и предложила провести занятие в рамках ее проекта «Делаландия».
Занятие 3. «Эстетическое преображение истории»
Преподаватель: прозаик, критик и публицист Александр Мелихов
Дата: 6 сентября
Много лет назад, работая с людьми, пытавшимися добровольно уйти из жизни, я обнаружил, что убивают не просто несчастья, а некрасивые несчастья. С тех пор я и в литературе стараюсь не избегать мрачных сторон жизни, но эстетически преображать их. Выражаясь более научно, красота создает иммунную систему нашей души, нейтрализующую беды и обиды. И вот меня пригласили провести занятие «Эстетическое преображение истории». Не науки истории, а любой истории, любого рассказа.
Мое занятие встроится в курс «Терапия историями». Я поделюсь с участниками опытом трансформации уродливого и унизительного в прекрасное и возвышающее.
Занятие 4. «Как увлечь читателя? Конфликт и поворотные пункты»
Преподаватель: сценарист, режиссёр Георгий Кирвалидзе
Дата: 13 сентября
Ничто так не структурирует сознание, как драматургическое мышление – ибо это есть концентрированный синтез интеллектуального и эмоционального подходов. Драматургия вообще, и кинодраматургия в частности – это структурирование и моделирование жизненных ситуаций. Погружаясь в законы построения драмы, мы, вольно и невольно, погружаемся в законы построения бытия.
Драматургия, как никакое другое нарративное творчество, опирается на интеллектуальный, и в каком-то смысле, даже научный подход. Поэтому основываясь на правилах и принципах, выработанных предшествующими поколениями авторов, драматургии можно научиться!
Можно сказать, что драматургическая основа фильма, киносценарий, это инструкция жизни для персонажей будущей картины. И конструируя новую реальность, ты невольно обращаешь это инструмент и на себя. Драматургия – обоюдоострое оружие! Применяя его в своих авторских опытах, ты чувствуешь, что получаешь этот инструмент и в реальной жизни. Замечаешь, что, некоторые ситуации типичны не только в истории твоих персонажей, но и в твоей собственной судьбе. А значит ты и для себя можешь прописывать определенные сценарии, надеясь, что выявленные закономерности помогут лучше разобраться в собственной жизни.
Герой в классическом произведении драмы всегда имеет цель, и идет к ней. И этот путь всегда связан с конфликтом и поворотными пунктами, которые, как и в жизни, определяют его дальнейшее существование. Именно о конфликте и поворотных пунктах, и будет наш разговор в рамках курса арт-терапии. Без этого нет полноценного драматургического произведения, без этого не бывает и реальной жизни.
Занятие 5. «Диалог: вмешиваемся в отношения»
Преподаватель: литературный критик, эссеист Валерия Пустовая
Дата: 20 сентября
Условия обучения на курсе
Курс содержит 5 занятий.
Занятия будут проходить в онлайн-формате раз в неделю по вторникам в 19.00 по московскому времени, начиная с 23 августа. В конце занятия продолжительностью один астрономический час вы будете получать домашнее задание, которое проверят наши эксперты и пришлют вам подробный письменный фидбэк.
Кроме этого, предусмотрен чат для участников курса с поддержкой куратора.
Приятным бонусом для курса, заточенного не только на приобретение навыков литературного мастерства, но и на помощь и поддержку методами арт-терапии, станет то, что лучшие работы будут рекомендованы нами к публикации в различные литературные журналы и проекты.