Поэзия vs Проза
Вопрос о соотношении понятий поэзия – проза, об их субординации и иерархии, разными исследователями решается по-разному. Одни (среди них, между прочим, Иосиф Бродский) считают, что поэзия стоит выше прозы и поэт – выше прозаика, другие (например, Юрий Михайлович Лотман) – что проза, если не выше, то эстетически сложнее поэзии, а простота ее вторична. Художественный текст, по Лотману, – это текст + «минус приемы» поэтически условной речи.

Но как бы там ни было, подчас представляется затруднительным провести четкую грань между этими двумя понятиями, учитывая такие пограничные явления, как «стихотворение в прозе», «ритмическая проза», «проза поэта», верлибр и прочее.

Несмотря на все эти сложности, а точнее – благодаря им, мы решили запустить курс под синергетически напряженным названием «Поэзия vs проза» (так и хочется представить двух боксеров, готовых по мановению руки кинуться друг на друга).

Для кого этот курс?
Если вас давно занимают тонкости вроде
  • разного веса и назначения слова в поэзии и прозе,
  • разных механизмов работы сознания при их создании,
  • разных состояний сознания при их восприятии,
  • одних и тех же приемов, которые работают в системе координат прозы и поэзии совершенно по-разному,
то вам сюда!

Возможно, вы не против получить аргументированные ответы на вопросы: почему прозаику можно не читать своих собратьев по перу, а вот поэту ни в коем случае нельзя? Что такое «проза поэта» и не придумали ли ее лихие люди? Чем отличается верлибр от прозы? Как стать поэтом и как стать прозаиком? Как и где опубликовать то, что уже написано? И как вообще выжить и остаться человеком в литературной среде?

Мы вас ждём!

Курс предназначен всем, кто:
  • пишет стихи и/или прозу и настроен изнутри почувствовать разницу между этими явлениями;
  • читает современную поэзию и/или прозу и хочет об этом поговорить;
  • рад сделать это с прекрасными современными поэтами, прозаиками и издателями;
  • готов выполнять интересные домашние задания;
  • не будет против публикаций (впрочем, на этом пункте мы не настаиваем);
  • хочет обрести свой круг общения и попасть в поддерживающую и доброжелательную среду;
  • понимает, что обращение к любому виду творчества – это не просто времяпрепровождение и бескорыстное удовольствие, но и бесконечно ресурсное занятие, позволяющее нам сохраниться в непростые времена.
Добро пожаловать в «Делаландию»!

По итогам курса вы получите:
  • 6 онлайн-лекций, на которых можно задать вопросы спикерам и выполнить предложенные ими упражнения;
  • доступ к лекциям в записи с возможностью посмотреть и пересмотреть их в любое удобное для вас время;
  • фидбэки экспертов, бережно и внимательно ведущих вас с начала курса;
  • несколько текстов, написанных под руководством наших экспертов с применением знаний, полученных от преподавателей;
  • возможность публикации стихотворений на сайте «Делаландии» и в литературных изданиях.
А также – общение в чате поддержки с участниками курса, обмен опытом и новые прекрасные знакомства!


Условия обучения
  • Даты
    Бои между прозой и поэзией продлятся шесть недель. Старт - 7 марта, финиш - 11 апреля. Каждый вторник в 19:00 по московскому времени.
  • Курс содержит 6 занятий
    Занятия будут проходить в онлайн-формате раз в неделю. В конце занятия продолжительностью один астрономический час (или дольше) вы будете получать домашнее задание, которое проверят наши эксперты и пришлют вам подробный письменный фидбэк.
    Кроме этого, предусмотрен чат для участников курса с поддержкой куратора.
  • Online-трансляция и записи для всех участников
    Слушатели наших курсов живут в Ростове-на-Дону и Сан-Франциско, в Домодедове и Пекине, в Ришон-ле-Ционе и Санкт-Петербурге, в Юрмале и Воронеже, в Барнауле и Волгограде, и во многих других городах. Поэтому мы занимаемся online. Для участия в занятиях вам потребуется Zoom. После каждой встречи вы получите запись, независимо от того, смогли вы присутствовать на лекции или нет.
  • Стоимость курса - 7 000 рублей
    Для тех, кто уже участвовал в курсах «Делаландии» - скидка 1 000 рублей от стоимости курса. Не стесняйтесь, пожалуйста, написать нам, если у вас возникают какие-то денежные проблемы: мы всегда готовы пойти навстречу, разделить платёж на несколько частей или сделать скидку.
  • Публикации подборок и отдельных работ слушателей курса
    Приятным бонусом для курса, заточенного не только на приобретение навыков литературного мастерства, но и на помощь и поддержку методами арт-терапии, станет то, что лучшие работы будут рекомендованы нами к публикации в различные литературные журналы и проекты. 
Программа курса
  • 7 марта
    Надя Делаланд
    «Основные отличия поэзии от прозы»
    На занятии мы обсудим сущностные отличия поэзии от прозы, поговорим о приемах создания суггестивности, коснемся того состояния, в котором находится писатель в процессе написания стихотворного и прозаического текста. В завершении мы выполним упражнение, которое активизирует творческий потенциал, приближает человека к себе, а также позволяет глубже воспринимать чужие стихи и настраиваться на свои.
  • 14 марта
    Виталий Пуханов
    «Экзистенциальная гигиена»
    Как встречать вызовы, как на них реагировать, как приходить в редакцию. Как держать удар. Как общаться с «тифозными» и не заболеть.
  • 21 марта
    Алексей Макушинский
    «Проза поэта»
    «Проза поэта»: что это такое и есть ли она вообще? Какие тексты мы скорее причисляем к этому «жанру» (если это «жанр»), а какие скорее нет? Чем «проза поэта» отличается от «просто прозы»? Чем она отличается от эссе, статей, воспоминаний, заметок, дневников? Сводится ли «проза поэта» к «стихотворениям в прозе» или это что-то иное?
    Вряд ли мы сумеем, тем более за одно занятие, найти ответы на все эти вопросы. Может быть, на них и нет ответа. В конце концов, каждый автор индивидуален и каждый текст существует в единственном числе… Чтобы не потеряться в теории, я предпочел бы немного поговорить о трех любимых книгах: «Парижском сплине» Бодлера, «Записках Мальте Лауридса Бригге» Рильке и «Шуме времени» Мандельштама. Возможно, на этих конкретных примерах что-то для нас всех прояснится.
  • 28 марта
    Леонид Костюков
    «Об отличии дебютных ходов и опасностей в поэзии и прозе»
    «Конечно, из соображений общей культуры всегда лучше знать (прочитать, посмотреть, послушать) или хотя бы попробовать, нежели не знать. Поэтому наша встреча не будет касаться общих соображений и сфокусирует культурный пафос. Мы поговорим о том, что прозаик в принципе может мировую прозу читать беспорядочно, почти не читать или даже совсем не читать, а вот поэт должен держать в уме порядка 200 товарищей по цеху и языку (ну, включая физически мертвых). И отнюдь не для того, чтобы казаться интеллигентным, а для нормального функционирования в поэзии».
  • 4 апреля
    Дмитрий Веденяпин
    «Ещё раз об отличии верлибра от прозы»
    Почему проза может быть «неплохой», а стихи - нет? Откуда берётся нахальство называть нечто стихами?
  • 11 апреля
    Дана Курская
    «Проза соцсетей и поэзия наших будней»
    Как стать прозаиком, если ты просто любитель поныть в фейсбуке, и как издать поэтический сборник, если ты уже проболтался, что стал прозаиком.
Поэты или прозаики
С нами кентавры литературного процесса: поэты, пишущие прозу, и прозаики, сочиняющие стихи.
  • Надя Делаланд
    Поэт, прозаик, драматург, арттерапевт
    Кандидат филологических наук, окончила докторантуру Санкт-Петербургского госуниверситета, в данный момент получает образование психолога в «Институте прикладной психологии в социальной сфере». Автор четырнадцати поэтических книг. Шорт-листер премии «Гулливер» - 2014. Лонг-листер конкурса И. Бродского – 2014, Лонг-листер премии «Дебют». Член Союза российских писателей и Южнорусского союза писателей.
  • Леонид Костюков
    Поэт, прозаик, эссеист, педагог
    Окончил механико-математический факультет МГУ и Литературный институт. Преподавал в школе литературу и математику, вёл семинары на филологическом факультете МГУ. Публиковал статьи, эссе, стихи, прозу в литературных журналах «Воздух», «Арион», «Вопросы литературы», «Дружба народов» и др. Победитель сетевого литературного конкурса «Улов» (2000), финалист премии им. Юрия Казакова (2000).
  • Алексей Макушинский
    Прозаик, эссеист, поэт, литературовед
    Окончил Литературный институт. В 1984—1992 годах занимался переводами с немецкого и английского. Дебютный роман «Макс» вышел в Москве в 1998 году. С 1992 года живёт в Германии. Кандидат наук (Dr. phil.), доцент Института славистики университета города Майнц. Публиковался в журналах: «Арион», «Дружба народов», «Звезда», «Знамя», «Зарубежные записки» и др. Автор прозаических книг "Город в долине", "У пирамиды", "Пароход в Аргентину", "Остановленный мир", "Предместья мысли", "Один человек" и двух книг стихов "Свет за деревьями" и "Море, сегодня". Первый приз "Русской премии" (2015), короткий список премии "Большая книга" (дважды), лонг-лист многих других премий.
  • Виталий Пуханов
    Поэт, российский литературный деятель
    Виталий Пуханов родился в 1966 году в Киеве, УССР. Служил в Советской армии. Окончил Литературный институт. С 1994 года работал завотделом поэзии в журнале «Новая Юность». 1998 — 2003 редактор отдела прозы журнала «Октябрь». 2003 — 2017 ответственный секретарь Независимой литературной премии «Дебют». С 2018 года по 2023 директор АНО «Поэзия» (премия «Поэзия», преемница премии «Поэт»). Автор книг «Деревянный сад», «Плоды смоковницы», «Школа милосердия», «Один мальчик», «Одна девочка», «К Алёше» , «Приключения мамы», «Адалиада». Лауреат премии им Мандельштама (1991), журнала «Новый мир» (2011), премии Anthologia (2014), «Московский счёт» (2015). Шорт-листы Премии Андрея Белого (2014) за книгу «Школа милосердия», (2020) за книгу «К Алёше», (2021) за книгу «Приключения мамы». Основатель проекта «Новая карта русской литературы». Эксперт молодежной премии «Лицей». Живёт в Москве.
  • Дмитрий Веденяпин
    Поэт, эссеист, переводчик
    Автор поэтических книг «Покров» (1993), «Трава и дым» (2002), «Между шкафом и небом» (2009), «Что значит луч» (2010), «Стакан хохочет, сигарета рыдает» (2015), «Домашние спектакли» (2015), «Птичка» (2018), «Папа говорит по телефону» (2020), «Что Париж – бери выше» (2020).
    Переводы английской, американской, французской, немецкой, фламандской и польской поэзии, романов Каннингема «Дом на краю света», «Часы», «Начинается ночь», сборников рассказов И.-Башевиса Зингера, романа Брюса Чатвина «Утц».
    Премии: Большая премия «Московский счёт» за лучшую поэтическую книгу, выпущенную в Москве (2009); премия-стипендия Фонда Иосифа Бродского (2011); Специальная премия «Московский счет» за книгу «Птичка» (2019); премия «Поэзия» (2019), премия «Московский наблюдатель» (2019). Ведет цикл встреч «Человек в других людях» в доме-музее Б.Л. Пастернака в Переделкино.
  • Дана Курская
    Поэт, культуртрегер, редактор
    Член Союза Писателей Москвы. Автор пяти книг стихов. Организатор Международного ежегодного фестиваля современной поэзии MyFest. Основатель и главный редактор издательства «Стеклограф». Основатель Международной поэтической премии MyPrize - для авторов возрастной категории от 35 лет и семинаров MyTalk для авторов от 18 до 35 лет. Лауреат Всероссийских поэтических премий - "Лицей", "Русский Гофман", "Эмигрантская лира", победитель премии имени И. Рождественского. Публиковалась в журналах "Знамя", "Интерпоэзия" и др.