ЛЕКЦИЯ 1. Комбинаторная проза как нулевой конструктивный уровень письма.
Д/з. Выделить из прозаического произведения простую схему и /или решающий ход. Произведение может быть из списка, не из списка, Ваше личное.
СПИСОК: С.Моэм («Дождь», «Записка», «За час до файв о’клока», «Санаторий»), В.Маканин («Ключарев и Алимушкин»), Ф.Достоевский («Идиот», «Братья Карамазовы»), У.Шекспир («Гамлет»), М.Фриш («Homo Faber»), Р.Л.Стивенсон («История доктора Джекила и мистера Хайда», «Владетель Баллантрэ»), О.Генри («Последний лист»), А.Дюма («Граф Монте-Кристо»), Г. де Мопассан («Пышка», «Ожерелье», «Милый друг»), Ильф и Петров («12 стульев», «Золотой теленок»), Ференц Шанта («Пятая печать»), Н.Гоголь («Страшная месть»), К.Воннегут («Завтрак для чемпионов»).
Лекция 2. Усложнение схемы. Удвоение элемента. Усиление и ослабление связки. Справедливость как уравнение вход/выход. Хороший (плохой) человек – что это в прозе? Достоевский, Стивенсон, О.Генри.
Д/з. Взять схему (известного рассказа или «с потолка») и поиграть с элементами и ходами. Например, ввести еще одного героя. Если получится, написать рассказ. Если нет, наметить его.
Лекция 3. Среда, антураж, контекст. Усиление и ослабление внесюжетных элементов.
Д/з. Написать простой по сюжету рассказ с сильным антуражем. Например, 90-е.
Лекция 4. Странные сочетания сюжета, жанра, среды и настроения. А.Скоробогатов, Г.Петров.
Д/з. Написать странный в плане сочетания свойств рассказ.
Лекция 5. Отражения и двойники.
Д/з. Написать рассказ, касающийся темы и фигуры двойника.
Лекция 6. Здравый смысл – что хорошо, а что плохо. А теперь наоборот.
Д/з. Написать рассказ, со всех сторон плохой.
Лекция 7. Стоячий сюжет, отсутствующий сюжет, невозможность сюжета. Сверхкраткий рассказ.
Д/з. Написать экспозицию рассказа – а она и есть рассказ. Написать сверхкраткий рассказ (можно монорассказ – диалог, описание и т.п.).
Лекция 8. Элементы и конструкция новеллы.
Д/з. Попытаться написать новеллу.
Лекция 9. Чеховский рассказ как отдельный жанр. Вычитание.
Д/з. Попытаться написать чеховский рассказ или его фрагмент.
Лекция 10 (скорее диалог). Попытка подвести итоги.