Терапия историями
Кинцуги – японское искусство реставрации разбитых керамических изделий. Философская основа кинцуги заключается в том, что сколы, поломки и трещины являются неотъемлемой и драгоценной частью истории вещи, поэтому не заслуживают забвения и маскировки, напротив – их выделяют золотом, делая вещь уникальной и прекрасной. Так и с человеком, в жизни которого случаются травмы, боль, потери. Их не нужно вытеснять и прятать, их можно сделать частью вашей и только вашей истории.
Содержание курса
  • что такое измененные состояния сознания и почему ещё в доиндустриальных обществах трансы невероятно высоко ценились;
  • как измененные состояния сознания связаны с литературным творчеством и с искусством в целом;
  • как овладеть техниками, позволяющими расслабляться, входить в ресурсные состояния, трансформировать тревожность, усиливать концентрацию внимания, преодолевать речевой автоматизм, устанавливать связь со своим детектором коррекции ошибок;
  • каким образом инспирировать себя на написание текста, получите навыки для создания текста и работы с ним.
На курсе вы
  • овладеете разнообразными дыхательными, синестетически-ориентированными, медитативными, телесно-ориентированными техниками, которые не только сами обладают целительным и преображающим потенциалом, гармонизирующим психоэмоциональное состояние, но также раскрывают ваш творческий потенциал;
  • получите навыки вхождения в особые состояния сознания, позволяющие создавать оригинальные художественные тексты;
  • познакомитесь с теоретической подоплёкой работы с бессознательным;
  • приобретёте практику работы в группе единомышленников и опыт доброжелательного, бережного и поддерживающего обсуждения с экспертом и участниками семинара результатов вашей работы;
  • получите именной сертификат о прохождении курса.
Автор и ведущая курса – Надя Делаланд
Поэт, филолог, литературный критик, арт-терапевт. Кандидат филологических наук, окончила докторантуру Санкт-Петербургского госуниверситета, в данный момент получает образование психолога в «Институте прикладной психологии в социальной сфере».
Узнать больше
Отзывы участниц курса
Содержание курса
На первом занятии под руководством опытного психолога вы найдете исходную точку для своей истории. Виктория Грекова выполнит вместе с вами технику, позволяющую нащупать ту самую тему, на которую вам действительно важно высказаться. Терапевтичность проговаривания сложно переоценить, но здесь вы не только проговариваете, вы отделяете от себя свою историю, позволяете ей существовать самостоятельно, а дальше придаете ей эстетическую ценность. С Ганной Шевченко вы проработаете вопросы технологии создания истории, основы построения сюжета и арки героя, с Александром Мелиховым поговорите о красоте, которая спасет ваш художественный мир, с режиссером и сценаристом Георгием Кирвалидзе обсудите приемы, позволяющие удерживать и усиливать внимание читателя и, наконец, доработаете историю с писателем и критиком Валерией Пустовой на предмет динамичных, продвигающих сюжет диалогов и на новом витке вернетесь к герою, его речевому портрету.
Для кого этот курс?
Программа курса рассчитана на тех, кто хочет научиться писать захватывающие истории, опираясь на свою уникальность. Кто избегает поверхностных шаблонных советов, уводящих писателя от себя, от своей максимальной проявленности. Этот курс также для тех, кто готов к внутреннему росту и преображению, кто движется из самого центра себя.
По итогам курса вы получите:
– терапевтический эффект от проговаривания важной для вас жизненной ситуации и придания ей художественной ценности;
– овладение основными стратегиями создания увлекательной истории;
– практику работы в группе единомышленников и опыт доброжелательного, бережного и поддерживающего обсуждения с экспертом и участниками семинара результатов вашей работы;
– написанную вами историю, доработанную в связке с профессиональными писателями, режиссерами и критиками;
– возможность публикации в литературных журналах;
– и что немаловажно – вы в целом сможете стать более эффективными дома и на работе, потому что приобретете навыки восстановления сил и научитесь не только получать поддержку, но и оказывать ее окружающим – прежде всего своей семье, потому что уравновешенный и спокойный человек к этому больше приспособлен, чем нервный, раздерганный и тревожный.
Программа курса
Занятие 1. «Где болит? Пишем терапевтическую историю»
Преподаватель: психолог, сказкотерапевт Виктория Грекова
Дата: 23 августа
Каждый курс в «Делаландии» – это погружение в своё я, творчество, шаг к созданию нового произведения или нового себя. Августовский курс я жду особенно: мне доверено первое, вводное, занятие курса «Терапия историями».
Приходите, друзья мои, давайте вместе расскажем важную для нас историю. Вспомним, что даже неприятности – это часть нашей жизни. Узнаем, насколько важно все наши проблемы – не забывать, но делать своей сильной стороной. Получим щадящую обратную связь. Сделаем первый шаг к созданию неповторимой, личной, интересной истории.
На каждом последующем занятии этого курса преподаватели приоткроют завесу над тайнами литературного процесса, проведут вашу историю по всем этапам создания уникального произведения.
И ваша история перестанет быть травмирующей, сможет быть историей силы!
Занятие 2. «Технология истории. Основы построения сюжета»
Преподаватель: поэт, прозаик, драматург Ганна Шевченко
Дата: 30 августа
Писать стихи я начала лет в шестнадцать, ходить в литературную студию около двадцати, а вот более или менее серьезно занялась литературой после тридцати. Посетила все доступные семинары и мастер-классы по прозе и поэзии, три раза была на Форумах молодых писателей в Липках. Но главное, прочитала горы книги по литературному мастерству. «Поэтику» Аристотеля, «Дзен в искусстве написания книг» Рэя Брэдбери, «Человек, который съел машину» Натали Голдберг, «Как писать книги» Стивна Кинга, «Историю на миллион» Роберта Макки и многие-многие другие. Их десятки, все уже и не припомнишь. Безусловно, каждый из мастеров пытается дать оригинальный материал (книга Стивена Кинга, например, в большей мере о его жизни, чем о писательстве, а Натали Голдберг подходит к писательству через буддизм), но если убрать из этих книг все, что не имеет отношения к искусству письма и отжать ненужную воду, останется некий универсальный концентрат, одни и те же формулы в разное время и на разных континентах открытые каждым практикующим писателем. К тому же еще и наука о человеке не стоит на месте. Например, много важного для сочинения историй я узнала из книги Уилла Сторра о работе мозга. И вот совсем недавно я подумала, не сделать ли мне авторскую выборку, что-то вроде небольшой лекции-дайджеста, где соединились бы важный и полезный концентрат из прочитанных книг и личный писательский опыт. И как только я об этом подумала, позвонила Надя Делаланд и предложила провести занятие в рамках ее проекта «Делаландия».
Занятие 3. «Эстетическое преображение истории»
Преподаватель: прозаик, критик и публицист Александр Мелихов
Дата: 6 сентября
Много лет назад, работая с людьми, пытавшимися добровольно уйти из жизни, я обнаружил, что убивают не просто несчастья, а некрасивые несчастья. С тех пор я и в литературе стараюсь не избегать мрачных сторон жизни, но эстетически преображать их. Выражаясь более научно, красота создает иммунную систему нашей души, нейтрализующую беды и обиды. И вот меня пригласили провести занятие «Эстетическое преображение истории». Не науки истории, а любой истории, любого рассказа.
Мое занятие встроится в курс «Терапия историями». Я поделюсь с участниками опытом трансформации уродливого и унизительного в прекрасное и возвышающее.
Занятие 4. «Как увлечь читателя? Конфликт и поворотные пункты»
Преподаватель: сценарист, режиссёр Георгий Кирвалидзе
Дата: 13 сентября
Ничто так не структурирует сознание, как драматургическое мышление – ибо это есть концентрированный синтез интеллектуального и эмоционального подходов. Драматургия вообще, и кинодраматургия в частности – это структурирование и моделирование жизненных ситуаций. Погружаясь в законы построения драмы, мы, вольно и невольно, погружаемся в законы построения бытия.
Драматургия, как никакое другое нарративное творчество, опирается на интеллектуальный, и в каком-то смысле, даже научный подход. Поэтому основываясь на правилах и принципах, выработанных предшествующими поколениями авторов, драматургии можно научиться!
Можно сказать, что драматургическая основа фильма, киносценарий, это инструкция жизни для персонажей будущей картины. И конструируя новую реальность, ты невольно обращаешь это инструмент и на себя. Драматургия – обоюдоострое оружие! Применяя его в своих авторских опытах, ты чувствуешь, что получаешь этот инструмент и в реальной жизни. Замечаешь, что, некоторые ситуации типичны не только в истории твоих персонажей, но и в твоей собственной судьбе. А значит ты и для себя можешь прописывать определенные сценарии, надеясь, что выявленные закономерности помогут лучше разобраться в собственной жизни.
Герой в классическом произведении драмы всегда имеет цель, и идет к ней. И этот путь всегда связан с конфликтом и поворотными пунктами, которые, как и в жизни, определяют его дальнейшее существование. Именно о конфликте и поворотных пунктах, и будет наш разговор в рамках курса арт-терапии. Без этого нет полноценного драматургического произведения, без этого не бывает и реальной жизни.
Занятие 5. «Диалог: вмешиваемся в отношения»
Преподаватель: литературный критик, эссеист Валерия Пустовая
Дата: 20 сентября
Условия обучения на курсе
Курс содержит 5 занятий.
Занятия будут проходить в онлайн-формате раз в неделю по вторникам в 19.00 по московскому времени, начиная с 23 августа. В конце занятия продолжительностью один астрономический час вы будете получать домашнее задание, которое проверят наши эксперты и пришлют вам подробный письменный фидбэк.
Кроме этого, предусмотрен чат для участников курса с поддержкой куратора.
Приятным бонусом для курса, заточенного не только на приобретение навыков литературного мастерства, но и на помощь и поддержку методами арт-терапии, станет то, что лучшие работы будут рекомендованы нами к публикации в различные литературные журналы и проекты.
Стоимость курса – 5 тысяч рублей.
Преподаватели
Виктория Грекова
Поэт, психолог, психотерапевт.
Получила высшее психологическое образование в Донецком институте психологии и предпринимательства. Работала детским психологом в детских школьных учреждениях, где вела группы психокоррекции и психотерапии, индивидуальные занятия сказкотерапии. Работала психологом в областной психиатрической больнице, в клинике неврозов.
Автор поэтического сборника «Город, который умеет любить», детской «Космической сказочной азбуки», финалист международного поэтического конкурса «Пушкин в Британии», победитель международного поэтического конкурса «Сто лет – сто слов», лауреат международной литературной премии «Молитва».

Ганна Шевченко
Поэт, прозаик, драматург.
Автор книг «Подъемные краны» (2009), «Домохозяйкин блюз» (2012), «Обитатель перекрестка» (2015), «Форточка, ветер» (2017), «Забойная история, или Шахтерская Глубокая (2018), «Путь из Орхидеи на работу» (2020), «Что кричит женщина, когда летит в подвал?» (2020).
Лауреат международного драматургического конкурса «Свободный театр», Международной премии имени Фазиля Искандера и Международной литературной премии им. И.Ф. Анненского, премии Gabo Prise Winner (Великобритания) за переводные стихи, финалист поэтической премии «Московский счет».
Член Союза писателей Москвы и Русского ПЕН-центра.

Александр Мелихов
Известный прозаик, критик и публицист.
Начиная с конца восьмидесятых, он несколько лет оказывал психологическую поддержку людям, пытавшимся добровольно уйти из жизни, и пришел к выводу, что убивают не просто несчастья, а некрасивые несчастья, несчастья, соединенные с унижениями. Если утратившим волю к жизни людям изобразить их беду красиво и возвышенно, они будут наполовину спасены. Поэтому необходимо учить людей умению эстетизировать свои беды, быть Шекспиром для самих себя. Александр Мелихов делает это в своих книгах — их больше двадцати — совершенно сознательно, а две его книги — социально-философская «Броня из облака» и литературно-эссеистическая «Под щитом красоты» — напрямую посвящены этой теме.

Георгий Кирвалидзе
Сценарист, режиссёр.
Учился в Орловском Государственном Педагогическом Университете (художественно-графический факультет). Закончил факультет кинодраматургии, мастерская Зои Кудри (ВГИК). Также учился в мастерской Александра Прошкина (ВГИК) и киношколе Александра Митты по специальностям режиссура игрового фильма (Александр Митта) и продюсирование (Елена Яцура, Сергей Члиянц).
Автор и соавтор сценариев фильмов и сериалов, выходивших на каналах Россия-1, Первый канал, НТВ, 1+1. Работал супервайзером сценарных проектов в «Продюсерском центре Андрея Кончаловского». Снимал рекламные клипы, образовательные фильмы для компаний «Olympus», «Перекресток».
Его фильмография включает в себя более десяти телесериалов, художественный фильм «Сокровища О.К.».


Валерия Пустовая
Литературный критик, эссеист.
Окончила факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова, кафедру литературно-художественной критики и публицистики. Кандидат филологических наук. Автор книг критических статей, очерков и эссе «Толстая критика. Российская проза в актуальных обобщениях» (М.: РГГУ, 2012) и «Великая легкость. Очерки культурного движения» (М.: РИПОЛ классик, 2015), а также книги автобиографической прозы «Ода радости» (Эксмо, 2019).
Более десяти лет работала редактором в литературном журнале «Октябрь», в отделах прозы и критики. Ведет мастер-классы по прозе и критике для молодых писателей.
Лауреат Горьковской литературной премии (2005), премии «Дебют» (2006), Новой Пушкинской премии (2008). Дважды финалист критической премии «Неистовый Виссарион» (2020, 2022), с книгой «Ода радости» вышла в финал премии премии «Волга/НОС» (2020).
Член Союза журналистов Москвы. Член Союза писателей Москвы.